Просто банер
ГлавнаяГалереяСтатьиФорумОбо мнеЛинкиФайлыГалерея
Оптика дэшке

Вот уже около двух сотен километров на моем Д-8 работает конденсаторная система зажигания с оптическим прерывателем. Система зарекомендовала себя очень надежной. Собрал я ёё за один вечер, используя только подручные элементы. Донором для оптопары стала старая мышка А4-Tech, PS/2. Из нее было изъято 3 девайса:ИК-приемник и ИК передатчик а также шнур от мышки. Сначала про выбор ИК - приемника. Есть два типа приемников: 1.девайс с двумя ногами. При воздействии ИК - излучения он меняет свое сопротивление в сторону уменьшения. Он нам не подходит. 2. Но есть и второй тип приемника - с тремя ногами. Такие приемники в часности в мышке /написано на этикетке: SERIAL MOUSE MODEL: ECM-S3101 MITSUMI ELEC. CORP./

Замечательным свойством этого девайса есть то, что напряжение на выходе при срабатывании будет таким, как и напряжение питания. Но! Он реагирует на обычный свет только выходным напряжением, но не током. Ток в данном случае будет микроскопически малым, а при освещением ИК ток возрастает вплоть до того, что светодиод, подключенный к выходу ИК-примника загорается. Таким образом можно проверить действие и правильность подключения ИК-передатчика. Возможная распиновка такого девайса - на схеме. Монтируется этот чудо-прерыватель не планке контактов, с которой предварительно удален подвижный контакт со штырьком, на котором он сидел и неподвижный вольфрамовый контакт в виде маленького шнека. Сама же стойка остается, она нужна для закрепления провода к ИК - приемнику и передатчику. Войлочный кусочек удаляется также. Первым делом гнется П - образная стойка, припаивается на планку где - то посередине, на верхнюю часть клеится приемник, на нижнюю - передатчик. Высоту планки нужно подобрать такой, чтобы расстояние между девайсами было 2.5 - 3 мм т.е. они должны быть установлены на такой самой высоте и расстоянии как они стояли в мышке. Минусовые выводы обоих девайсов припаиваются к П - образной планке. Так и монтаж проще и надежнее они закреплены. А вибраций на Д-4 - Д-8 ой как хватает!

Подключается оптопара через тот самый, нам знакомый шнур мышки, а еще лучше через шнур от клавиатуры, т.к. он экранирован, а это лучше ИМХО. Про оптопару рассказал все, теперь про модулятор. О, действительно это хитровзъ*банная штука. Значит так. Берем 4 крышки для домашнего консервирования в банках и вырезаем сначала из картона модель модулятора. Тут нужно быть очень внимательным: биений должно быть минимум, так как нам не нужно несколько искр в неподходящее время, равно как и затертых до дыр ИК-девайсов. Модулятор садится на старый кулачок (хрень на магните). Дабы не было перекосов, сначала под модулятор подкладают набор из широких шайб. Вернемся к модулятору. Картонную болванку, которую подогнали по месту по всем параметрам прикладывают к крышке и обводят по контурах. Потом вырезают модулятор из металла и подклав шайбы, выровняв по высоте модулятор, его припаивают к кулачку. Паять нужно сначала в 2-х точках, выставляют зажигание (поворотом модулятора еще не припаянного)затем заводят двигатель, проверяют стробоскопом момент зажигания (стробоскоп простейший: пару десятков витков провода 0.5-1 мм на свечном проводе припаиваются обоими концами к любой неонке, работать в полумраке; дабы лучше было, нанести обычный корректор для бумаги, а уж на нем риски чертить). После проверки момента зажигания, можно припаять модулятор окончательно. Забыл упомянуть про разрез в модуляторе. Его можно сделать ножницами. Разрез делаем шириной 0.5-1мм. Один совет: нужно отлично выдраить отсек зажигания, крышку нужно по возможности садить на прокладку или герметик т.к. пыль и оптика вещи далеко не совместимые. Ну, про модулятор, наверное, все рассказал. Теперь перейдем к электронике.

Как было сказано выше, я ставил за цель все собрать на бросовых деталях. Сначала про параметры деталей. Трансформатор - от блока питания Д2-15 от какого-то совдеповского калькулятора. В принципе можно попробовать методом эксперимента поставить любой другой трансформатор. Главное - добиться того, чтобы при медленной ходьбе с мопедом проскакивала искра, хоть и не сильная, в этот момент главное искра, ну а при нормальном запуске мотора, когда скорость мопеда будет большей, будет сильней и искра, т.к. на конденсатор будет поступать большее напряжение заряда. Первичкой он включен в стандартную обмотку зажигания на подкове от Д-8. Т.е. работает в режиме повышения напряжения и заряжает через диодный мост накопительный конденсатор С1. Диоды - любые на ток до 1А и напряжение не менее 250В. Транзистор - КТ940. Почему именно он - да потому что именно он выдержит напряжение до 400В и при этом он малогабаритный. Обязательно с индексом "А". Симмистор. КУ208Г. Опять же с индексом "Г" т.к. он тоже держит 400В. А почему именно симмистор? можно и тиристор, но не все они выдерживают жесткие перенапряжения. Да и нет у меня тиристоров :-) Катушка зажигания - какая стояла, такую и оставил. Желательно бы Б300Б но тоже не было под рукой. Конденсатор желательно буржуйский, но я поставил наш, родной К73-11. Доработка подковы: отвязать от массы обе катушки: и освещения, и

зажигание. Зачем? да затем, что ТЛМ-3 и земля ИК-девайсов посажены на массу мопеда, и в таком случае диодный мост просто замкнут, переменка идет на накопительный конденсатор. Хорошо от этого не будет. Удалить диод в самой катушке освещения. Он примотан лакотканью прямо на катушке. Разрываем ткань и тут же видим его. Он там не надо, потому что это однополупериодный выпрямитель, а мы ставим мост. Но если вернетесь на стандартную систему зажигания, он там очень даже нужен. Про силовую часть все, теперь про управление этой силовой частью.

Как видно из схемы, здесь также диодный мост из уже знакомых нам КД105-х. Да здесь можно и какую-то сборку втиснуть, например КЦ405 - здесь напряжение не высокое. Что это за диоды и целых 5 штук? Да это же ограничитель напряжения! почему я не применил ЕН-ку. Во-первых, задача этого узла - ограничить напряжение, стабилизация нам не нужна. Во-вторых, напряжение которое мы получим при запуске с этой катушки будет не более 5 вольт. Применить стабилизатор КС133 или ЕНку невозможно, т.к. падение напряжения на этих вариантах будет очень большим, и запуск тогда будет чем-то из области фантастики - не хватит напряжения для работы ИК-девайсов, ну и для открытия симмистора. R1 - гашение излишка напряжения. Для чего же нужен LED1? Можно подобрать вместо него резистор, но тогда нестабильно будет работать оптопара. Дело в том, что ИК-излучатель имеет очень низкое сопротивление - почти накоротко замкнут. Если же пустить напрямую питание на излучатель, то он покроется дымовой завесой. Нужно так называемое «динамическое ограничение», которое выполняет светодиод. Светодиод - из какого-то китайского радиоприемника, который питался от 3-х вольт. Значит, светодиод должен быть рассчитан на напряжение не более 5 вольт. Еще одна фишка заключается в том, что светодиод стабилизирует в некоторых пределах напряжение. Мелочь, а приятно. Настройка стабилизатора, заключается в подборе числа диодов до момента достижения напряжения 3-3,9 вольт. Больше 4,5 вольт поднимать напряжение не следует, так как максимальное входное напряжение у КТ940А - 5 вольт. Подбор числа диодов нужно производить вместе с резистором еще до монтажа на плату, пользуясь при этом источником питания 12 вольт. Падение напряжения на 1 диоде равно 0,7В. В моем случае хватило 5 диодов КД105 и напряжение получилось 3,5В. Конденсатор С2 - электролит емкостью 500 мкф. Можно меньше или больше. Можно и не ставить. Можно и поставить. Попробуйте как будет лучше. Некоторый опыт по установке. Накопительный конденсатор, симмистор с тразистором устанавливают на ТЛМ-ке. Крепят хомутами, потом еще обильно заливают клеем Момент так, чтобы и держало, и закрыло управляющий электрод симмистора,ну вообщем все выводы симмистора, конденсатора и транзистора. Трансформатор, мосты, стабилизатор, светодиод - в подходящем корпусе, который надежно закрепляем, предварительно все покрыв лаком и загерметизировав корпус. Провода от мостов идут многожильным проводом сечением не менее 1 мм. Экранировка желательна от ИК-девайсов до корпуса (металл),и обязательна до базы транзистора. Можете и не ставить экран, посмотрите, авось прокатит.

Что же меня заставило замутить такую зажигу? Сначала сломался карб и было невозможно обеднить смесь. Я не сразу это понял и грешил на ненадежность прерывателя (типа много пропусков искры вот и свеча мокрая, двиг не раскручивается), после установки зажиги я увеличил зазор в свече до 0,8мм. Так и ездил. Идеальная работа. Сжигало весь бензин. И только потом, когда я заметил, что свеча всегда мокрая, я заменил карб. После замены - идеальный запуск, ровные холостые, прекрасная работа на низах свеча всегда сухая и чистая.

Подождите, пожайлусто!
Загрузка