Моя амфибия строилась как своего рода модель, или, что вернее,
лаборатория на колесах, поэтому в ней много упрощений. В частности, я
не надеялся получить высокую скорость, поэтому отказался от подвески
переднего и заднего мостов. Кузов машины несущий, он собран по
«лодочной» технологии. Отличие лишь в том, что у него два килевых
бруса, и шпангоуты расположены наклонно — так оказалось проще закрепить
колесные ниши. Шпангоуты № 1 и № 2 сходятся треугольником и имеют один
общий бимс, выполняющий роль приборной доски. Шпангоуты № 0 и № 5
зашиты: они служат транцами. Задний транец усилен и имеет накладку для
закрепления подвесного лодочного мотора. Кузов обшит прессованным
картоном (оргалитом), ниши колес выполнены из кровельного железа.
Сборка велась без стапеля, все детали корпуса соединялись гвоздями и
нитрошлаклевкой, использованной в качестве клея. Готовый кузов
шпаклевался и окрашивался масляной краской.Передний и задний мосты
практически такие же, как у спортивного карта, но не имеют тормозов.
Дело в том, что тормозные колодки от воды разбухают и быстро стираются.
Оба моста прикреплены снаружи к килевым балкам корпуса болтами. Рулевое
управление также «картовское»; трапеция располагается снаружи корпуса,
она имеет две тяги, соединенные с сошкой на рулевом валу.
Герметизирован рулевой вал как шверт на паруснике: к днищу прикреплена
труба с фланцем и опорой, выполняющая роль «колодца», а в ней вращается
рулевой вал. Верхняя его часть вместе с рулевым колесом сделана
съемной, чтобы не мешала при работе веслами, и крепится хомутом-зажимом
от велосипеда «Кама».
Задний мост не имеет дифференциала, оба колеса ведущие, что
повышает проходимость и мало влияет на управляемость — машина, подобно
карту, разворачивается буквально на месте. Крутящий момент на мост
передается цепью; для обеспечения ее натяжки мост может смещаться к
корме. Ось моста вращается в двух подшипниках, корпуса которых крепятся
болтами к килевым балкам. Трансмиссионный или промежуточный вал
принимает крутящий момент от двигателя через цепную передачу, ведомую
звездочку которой легко заменить. Число зубьев выбирается от 13 до 25 в
зависимости от нагрузки и дороги. Далее момент передается либо на
катушку лебедки, насаженную свободно на промежуточный вал и имеющую
фиксацию съемным штифтом, либо через сальниковое уплотнение и цепную
передачу на задний мост. На этом же промежуточном валу установлен
тормозной барабан, работающий на задний мост и лебедку. Двигатель
закреплен на левой килевой балке и для натяжения цепи смещается вместе
с глушителем и основанием. В картере двигателя Ш-58 вместо вала
кикстартера смонтирован педальный вал от двигателя Ш-51. Левый шатун
отпилен около клина, а на правый наварена труба. Таким образом
кикстартер у двигателя оказался справа и легко заводится левой рукой.
Двигатель переделан на принудительное охлаждение. Для этого пришлось
развернуть головку цилиндра на 90°. Так как положение шпилек этого
сделать не позволяло, рассверлил отверстия в рубашке цилиндра до
диам.12 мм и отогнул шпильки до совмещения с отверстиями а головке при
новом ее расположении. Гайки головки следует удлинить и винтами
прикрепить к ним дефлектор. Крыльчатка охлаждения связана с коленвалом
двигателя ременной передачей и вращается на оси, закрепленной между
головкой цилиндра и цилиндром двумя винтами. Шкив к коленвалу крепится
пустотелым болтом, завернутым в резьбовое отверстие в маховике.
Приводной шкив—это уплотнительное резиновое кольцо от гильз двигателя
ЯМЗ-236. Управление двигателем мало отличается от принятой для карта
«Пионер» схемы. Сиденье и каркас тента сделаны из деталей раскладушек.
Тент может подворачиваться с трех сторон, проемы тента застегиваются на
«молниях».Ветровое стекло при необходимости откидывается на капот.
Машина оснащена передними и задними сигналами поворотов,
стоп-сигналами и габаритными огнями. Все световые приборы, включая фары
ближнего света и фару-искатель,— от велосипедов и мопедов. Предусмотрен
и звуковой сигнал. Амфибия оказалась вполне надежной и удобной. За
сезон она прошла около 2 тыс. км по дорогам и рекам Ярославской
области. Поломок не было ни одной. Правда, встречались трудности с
очень капризным двигателем. Где бы ни оказывалась машина, везде она
вызывала искренний восторг, удивление и — не скрою — зависть. Были
«хлопоты» и с сотрудниками ГАИ, которые частенько останавливали меня —
как правило, из любопытства: ведь транспортное средство с двигателем
рабочим объемом менее 50 см3 и скоростью ниже 40 км/ч правила относят к
мопедам и велосипедам с мотором, и посему регистрации оно не подлежит,
и ездить на нем можно без водительского удостоверения. К сожалению,
амфибии хватило всего на один сезон. Сделанная в качестве
испытательного стенда, она тем не менее была удобным и надежным
транспортным средством, а главное — заразила меня тягой к дальнейшему
творчеству. Сейчас поставил перед собой новую задачу — по ее подобию
сделать новую амфибию, но уже двухместную и с более мощным двигателем.
Расчеты и чертежи наполовину готовы. Хотел бы переписываться с другими
самодельщиками, занятыми подобной работой. Зная опыт коллег по
увлечению, легче продолжать работу.