Тормоза.... Извечная проблема отечественной мототехники. Как
затормозить там где надо, при этом никуда не врезавшись? У мопедов
тормоза вообще непонятно какие - действуют они или как? Скорее всего,
последнее, поскольку на моих Карпатах их изначально как бы не было,
хотя и троса висели, и колодки стояли, и всё было как бы как надо. И я
думал, что выход в радикальной замене барабанных тормозов на дисковые,
уже были готовы чертежи тормозной машинки, пока не... Пока мне не
попался на ремонт маленький скутер Yamaha Cute - у него были проблемы с
двигателем. Прочистив выпуск и настроив карбюратор у скутера, я
проехался на нём и тормознул с 50 км/ч обеими тормозами. Это было
что-то, скутер остановился как в стоп - кадре, хотя тормоза у него
колодочные, и диаметр барабанов значительно меньше, чем у тех же
Карпат. И тут я естественно задался вопросом - а почему это так??? Сняв
колесо, рассмотрев конструкцию тормозной машинки скутера и сравнив со
своими тормозами, я понял, почему это так. Во-первых, рычаг привода
тормоза выходит у скутера снаружи (а так и должно быть), в то время как
у отечественных мопедов он запрятан внутрь барабана. Таким образом, при
торможении у скутера рычаг свободно поворачивается на оси,
беспрепятственно разжимая колодки. В то же время у отечественных
мопедов тот же рычаг упирается в ступицу колеса, прочерчивая в ней
глубокие (до 2 мм) борозды, колодки не разжимаются, а пространство
внутри барабана заполняется алюминиевой стружкой. К сожалению, это
исправить без полной переделки барабана невозможно. Остаётся более
полно использовать имеющийся в распоряжении ход рычага тормоза.
Рассмотрев разжимные кулачки Ямахи и сравнив их с отечественными, я
обратил внимание на то, что у скутера разжим колодок начинается сразу
после поворота рычага. В то же время при повороте рычага у
отечественных мопедов сначала выбирается зазор между поверхностью
кулачка и колодками, что занимает более 1/3 хода рычага
(рис. 1).
Соответственно, зазор необходимо устранить. Но как? Первая
мысль - наварить на кулачок металл и в последующем его обточить. Но это
очень трудоёмкий процесс, к тому же трудно выдержать необходимые
геометрические параметры кулачка. Я решил изменить геометрию
подкладываемых под боковые накладки «шайб», имеющих вид прямоугольных
пластин
(рис. 2).
Доработанные таким образом тормоза значительно более
эффективны, чем стандартные. Тормозной путь при скорости 30 км/ч не
превышает 3 (три) метра. На дороге при скоростях 65 - 70 км/ч
чувствуешь себя достаточно уверенно, при торможении ощутимо прижимает к
топливному баку. Правда, резкий передний тормоз вызывает скручивание
вилки, что предопределило постановку вилки от мотоцикла К-175...