Наконец - то... Долгие - долгие годы мечтаний, проектов и
чертежей, и вот... На переднем колесе моего мокика красуется дисковый
тормоз. Нажатие одним пальцем на рычаг тормоза - и колесо блокируется
"намертво".
Точное дозирование тормозного усилия, без провалов и прихватов. Да, об
этом я мечтал с того момента, как начал заниматься форсировкой мотора
V-501M и скорость мокика перевалила за 70 кмч. Тогда - то и стало ясно,
что стандартные тормоза ПОЛНОСТЬЮ исчерпали себя. Постановке дискового
тормоза предшествовала полная переделка передней вилки, а именно - я
просто поставил на мокик гидровилку от мотоцикла К - 175 выпуска где -
то годов 60 - х. Обрезав кожухи и отчистив от её грязи, я увидел вполне
современную вилочку типа "прямой телескоп". При этом её состояние было
почти идеальное - никакого болтания перьев, перекоса и прочих
"прелестей". Отполировав до блеска верхнюю часть вилки и покрасив
нижнюю её часть, я поставил её на раму - как будто там она стояла. При
этом мокик приобрёл некоторую мотоциклетность не только в облике, но и
в поведении на дороге. Это проявляется в стабильном прямолинейном
движении (которое несвойственно отечественным мопедам) и некоторой
инерционности на поворотах (из - за изменённой вилки). Некоторое время
я ездил с доработанным колодочником на переднем колесе, но как не
дорабатывай устаревшую конструкцию - то, что хорошо на 50 кмч, на 80 не
действует... И, взвесив всё, я решил поставить дисковый тормоз. В
качестве тормозного диска решил использовать диск от... ЕС ЭВМ типа
"Искра". В них большие диски - "Винчестеры"... (помолчим...) крепятся
на аккуратных дисках из титанового сплава. Вот титановые - то диски и
пошли на тормоз. Диаметр этого диска равен примерно радиусу мопедного
колеса, плюс ко всему его прочность и лёгкость предопределили этот
выбор. Так как отечественная мотопромышленность не выпускает дисковых
тормозов для 50 - кубовой техники, то мне пришлось самому разрабатывать
конструкцию тормозной машинки. Привод я сделал механический,
использовав для увеличения тормозного момента кулачковые механизмы с
рычагами. При этом суппорт машинки крепится неподвижно к вилке, а
колодки выполнены плавающими.
Схема тормозной машинки показана на рис. 1.
Рис.1.
Машинка дискового тормоза. 1 - корпус, 2 - болты, 3 -
фиксаторы рычагов, 4 - рычаги, 5 - колодки, 6 - пружина разжима
колодок, 7 - трос.
Корпус машинки и рычаги изготовлены из стали 30 ХГС, толщина - 4 мм.
Колодки я использовал от автомобиля "Ока" (с доработкой). Конструкция
видна из рисунка. Машинка крепится к вилке на приваренной пластине
посредством выступающих слева болтов. Данная конструкция тормозной
машинки достаточно эффективна - нажимом на рычаг тормоза одним пальцем
можно ПОЛНОСТЬЮ заблокировать переднее колесо. Конечно, окончательные
выводы делать пока рано, предстоят ещё ходовые тесты. Об их результатах
я обязательно сообщу. Удаление из ступицы колодочных потрохов позволило
доработать её с целью исключения поломки. Зачастую Карповские ступицы
ломаются внутри, отламывается выступающая часть с подшипником и...
Скрежет, заклин и длинный тормозной след. После нескольких таких
поломок я решил обезопасить свой мокик от этого, хотя бы на переднем
колесе (полёт через руль - вещь неприятная). Заодно решил усилить
подшипники. Так как нагрузки на колесо, а значит, и на подшипники,
возрастают пропорционально скорости, то для улучшения работы
подшипников можно или поставить подшипники большего размера (202 - 203
вместо 201), или поставить по два подшипника с каждой стороны вместо
одного. Так как расточка посадочных мест подшипников приведёт к
уменьшению толщины стенок и, как следствие, к уменьшению прочности, то
я решил поставить по два подшипника. Для этого надо удалить шайбы из
ступицы и укоротить дистанционную втулку. При постановке двух
подшипников необходимо, чтобы наружные подшипники были закрытого типа.
Доработка ступицы заключается в фиксации внутренней её части с
подшипниками относительно наружной. Я зафиксировал внутреннюю часть при
помощи стального диска, который приворачивается к дюралевому наружному
диску (рис. 2).
Рис. 2.
Модернизированная ступица переднего колеса. 1 -
Наружный диск, 2 - Внутренний диск, 3 - Ступица, 4 - Крепление
наружного диска, 5 - Крепление внутреннего диска, 6 - Переходная
втулка.
Такая конструкция намного повышает надёжность, так как даже в случае
поломки (что в данном случае маловероятно) внутренняя часть будет
оставаться на месте и позволит доехать до гаража. Приведённые в статье
доработки тормоза и ступицы возможны только при замене стандартной
передней вилки мопеда на вилку от лёгкого мотоцикла, так как из - за
высокой эффективности дискового тормоза возможны различного рода
деформации перьев и капроновых втулок стандартных вилок.
Материал взят с www.motodom.net