Просто банер
ГлавнаяГалереяСтатьиФорумОбо мнеЛинкиФайлыГалерея
Дисковый тормоз


Наконец - то... Долгие - долгие годы мечтаний, проектов и чертежей, и вот... На переднем колесе моего мокика красуется дисковый тормоз. Нажатие одним пальцем на рычаг тормоза - и колесо блокируется "намертво". Точное дозирование тормозного усилия, без провалов и прихватов. Да, об этом я мечтал с того момента, как начал заниматься форсировкой мотора V-501M и скорость мокика перевалила за 70 кмч. Тогда - то и стало ясно, что стандартные тормоза ПОЛНОСТЬЮ исчерпали себя. Постановке дискового тормоза предшествовала полная переделка передней вилки, а именно - я просто поставил на мокик гидровилку от мотоцикла К - 175 выпуска где - то годов 60 - х. Обрезав кожухи и отчистив от её грязи, я увидел вполне современную вилочку типа "прямой телескоп". При этом её состояние было почти идеальное - никакого болтания перьев, перекоса и прочих "прелестей". Отполировав до блеска верхнюю часть вилки и покрасив нижнюю её часть, я поставил её на раму - как будто там она стояла. При этом мокик приобрёл некоторую мотоциклетность не только в облике, но и в поведении на дороге. Это проявляется в стабильном прямолинейном движении (которое несвойственно отечественным мопедам) и некоторой инерционности на поворотах (из - за изменённой вилки). Некоторое время я ездил с доработанным колодочником на переднем колесе, но как не дорабатывай устаревшую конструкцию - то, что хорошо на 50 кмч, на 80 не действует... И, взвесив всё, я решил поставить дисковый тормоз. В качестве тормозного диска решил использовать диск от... ЕС ЭВМ типа "Искра". В них большие диски - "Винчестеры"... (помолчим...) крепятся на аккуратных дисках из титанового сплава. Вот титановые - то диски и пошли на тормоз. Диаметр этого диска равен примерно радиусу мопедного колеса, плюс ко всему его прочность и лёгкость предопределили этот выбор. Так как отечественная мотопромышленность не выпускает дисковых тормозов для 50 - кубовой техники, то мне пришлось самому разрабатывать конструкцию тормозной машинки. Привод я сделал механический, использовав для увеличения тормозного момента кулачковые механизмы с рычагами. При этом суппорт машинки крепится неподвижно к вилке, а колодки выполнены плавающими. Схема тормозной машинки показана на рис. 1. Рис.1.
Машинка дискового тормоза. 1 - корпус, 2 - болты, 3 - фиксаторы рычагов, 4 - рычаги, 5 - колодки, 6 - пружина разжима колодок, 7 - трос. Корпус машинки и рычаги изготовлены из стали 30 ХГС, толщина - 4 мм. Колодки я использовал от автомобиля "Ока" (с доработкой). Конструкция видна из рисунка. Машинка крепится к вилке на приваренной пластине посредством выступающих слева болтов. Данная конструкция тормозной машинки достаточно эффективна - нажимом на рычаг тормоза одним пальцем можно ПОЛНОСТЬЮ заблокировать переднее колесо. Конечно, окончательные выводы делать пока рано, предстоят ещё ходовые тесты. Об их результатах я обязательно сообщу. Удаление из ступицы колодочных потрохов позволило доработать её с целью исключения поломки. Зачастую Карповские ступицы ломаются внутри, отламывается выступающая часть с подшипником и... Скрежет, заклин и длинный тормозной след. После нескольких таких поломок я решил обезопасить свой мокик от этого, хотя бы на переднем колесе (полёт через руль - вещь неприятная). Заодно решил усилить подшипники. Так как нагрузки на колесо, а значит, и на подшипники, возрастают пропорционально скорости, то для улучшения работы подшипников можно или поставить подшипники большего размера (202 - 203 вместо 201), или поставить по два подшипника с каждой стороны вместо одного. Так как расточка посадочных мест подшипников приведёт к уменьшению толщины стенок и, как следствие, к уменьшению прочности, то я решил поставить по два подшипника. Для этого надо удалить шайбы из ступицы и укоротить дистанционную втулку. При постановке двух подшипников необходимо, чтобы наружные подшипники были закрытого типа. Доработка ступицы заключается в фиксации внутренней её части с подшипниками относительно наружной. Я зафиксировал внутреннюю часть при помощи стального диска, который приворачивается к дюралевому наружному диску (рис. 2).
  Рис. 2.
Модернизированная ступица переднего колеса. 1 - Наружный диск, 2 - Внутренний диск, 3 - Ступица, 4 - Крепление наружного диска, 5 - Крепление внутреннего диска, 6 - Переходная втулка. Такая конструкция намного повышает надёжность, так как даже в случае поломки (что в данном случае маловероятно) внутренняя часть будет оставаться на месте и позволит доехать до гаража. Приведённые в статье доработки тормоза и ступицы возможны только при замене стандартной передней вилки мопеда на вилку от лёгкого мотоцикла, так как из - за высокой эффективности дискового тормоза возможны различного рода деформации перьев и капроновых втулок стандартных вилок.
Материал взят с www.motodom.net
Подождите, пожайлусто!
Загрузка