О преимуществах электронной системы зажигания по сравнения с
обычной механической знает каждый мотолюбитель: средняя мощность
двигателя возрастает, а расход горючего снижается, облегчается запуск
мотора и не подгорают контакты прерывателя. Но помимо того, данное
устройство, установленное на мопеде или легком мотоцикле, обеспечивает
автоматическую регулировку угла опережения зажигания в зависимости от
частоты вращения коленчатого вала, поддерживая тем самым крутящий
момент двигателя близким к максимальному. Связанный с двигателем
генератор М1 (рис.1) вырабатывает переменное напряжение,
пропорциональное частоте вращения коленчатого вала. Это напряжение,
повышенное трансформатором Т1 и выпрямленное мостом V1, заряжает
накопительный конденсатор С2 и питает устройство управления на триодном
тиристоре V2. Когда контакт прерывателя S1 размыкается, происходит
заряд конденсатора С1: начинается отсчет времени задержки момента
искрообразования, соответствующий максимальному углу опережения
зажигания. Когда напряжение на C1 достигает напряжения пробоя динистора
V3, происходит разряд С2 через открывшийся тринистор V2 и первичную
обмотку высоковольтного трансформатора: образуется искра. При
увеличении числа оборотов коленчатого вала С1 заряжается быстрее – угол
опережения зажигания растет, а при их уменьшении происходит обратный
процесс. Суть автоматического регулирования поясняют графики (рис.2).
Трансформатор Т1 выполнен на магнитопроводе Ш12x20. Обмотка I содержит
150 витков провода ПЭВ-2 0,25, II-2800 витков ПЭВ-2 0,1. В качестве С1
используется штатный конденсатор системы зажигания. Возможные замены:
V2 – КУ201К, КУ202К-Н, V3 – КН102Б. Налаживание сводится к подбору
сопротивления резистора R2. Установка автоматической системы зажигания
связана с незначительными изменениями в электрической цепи мопеда.
Сравнительные испытания на мопеде «Верховина-6» показали, что переход
на электронную систему зажигания дает экономию топлива около 15%, реже
приходится пользоваться первой передачей ввиду заметного роста тяги
двигателя.
Материал взят с www.motodom.net