Десятилетний опыт эксплуатации разработанной мною системы
смазки мотоциклетного двигателя дает, как мне кажется, все основания
рекомендовать созданное устройство и многочисленным мотолюбителям, и
серийным заводам, выпускающим мототехнику.
Могу сказать, что значительно улучшилась работа двигателя: он стал
менее шумным, исчезли стуки, улучшилась компрессия. А все дело в том,
что я оборудовал свой ИЖ-56 системой раздельной смазки. Теперь в бензин
я добавляю не более 1 /20 части масла, рекомендуемого для двухтактных
моторов, да и оно предназначается скорее для смазки карбюратора —
дроссельной заслонки, иглы и т. п.
Масло же для смазки двигателя располагается в отдельном бачке (он у
меня закреплен в аккумуляторном отсеке, поскольку на моем мотоцикле
аккумулятора нет — машина оборудована генератором и системой зажигания
от мотоцикла «Восход»), причем слегка разжиженное бензином. Из бачка
масло подается по виниловому шлангу к патрубку карбюратора (между
карбюратором и цилиндром) и вводится в него с помощью небольшого
штуцера. Бачок оборудован дозирующей иглой, с помощью которой
регулируется расход масла. К сожалению, приборов для подбора расхода у
меня не было, однако сделать это не слишком сложно в процессе
эксплуатации: масла должно расходоваться приблизительно столько же в
расчете на единицу объема топлива, сколько и рекомендуют инструкции для
двухтактных моторов. Так что, замерив количества бензина и масла, за
несколько поездок, можно установить оптимальный расход масла.
Есть и другие признаки оптимального соотношения топлива и
масла: в частности, дымность выхлопа должна быть нормальной для
мотоцикла данного класса. Эффект от применения такой смазки немалый.
Так, масло (в виде капли, а не в пылеобразном виде) попадает
непосредственно в картер, где разбрызгивается, смазывая при этом
коренные подшипники (а у двухтактных двигателей они всегда сухие!),
кривошип, цилиндр, поршень и поршневой палец. Излишки масла частично
сгорают, а частью попадают в выхлопной патрубок. Нагара на поршне и
головке цилиндра практически не образуется, и как следствие в моторе не
бывает детонаций.
Некоторых мотолюбителей может отпугнуть кажущаяся примитивность
созданного мною устройства для раздельной смазки. Однако, прежде чем
прийти к нему, я перепробовал несколько способов подачи масла в мотор:
с помощью дозирующего насоса, червяком, через редуктор-датчик и
электромагнитом. Однако остановился на этом, самом простом. И не
случайно. Разрежение во всасывающем патрубке двигателя пропорционально
частоте вращения коленчатого вала мотора, и, следовательно, подсос
масла в патрубке также автоматически будет зависеть от оборотов — чем
больше частота вращения, тем больше будет подаваться масла. Думаю, что
многих мотолюбителей заинтересует такое усовершенствование.