"Микроб" — так шутливо назвал свой сверхмалый мотоцикл
Борис Шарыпов, член автоконструкторской лаборатории Вологодского ДЮТ.
Этот мини-мотоцикл мы задумали прежде всего как учебно-развлекательное
механическое транспортное средство для детей дошкольного и младшего
школьного возраста, умеющих ездить на двухколесном велосипеде. При
дополнительном оборудовании машины парой колес небольшого диаметра
(справа и слева) мини-мотоцикл превращается в абсолютно безопасное
транспортное средство для детей любого возраста.
1. Теперь о конструкции. Перед тем, как непосредственно
заняться изготовлением «Микроба», мы набросали на листе ДВП чертеж в
масштабе 1:1, благо позволяли габариты. В процессе работы все основные
размеры брались непосредственно с этого чертежа, что оказалось очень
удобным. При изготовлении использовали некоторые готовые узлы и детали:
в частности, колеса от детского самоката, двигатель Д-6 от мопеда и
руль от снегоката «Чук и Гек» (при желании последний можно сделать
самостоятельно). Рама мини-мотоцикла — хребтового типа. Для нее
потребовалась труба диам. 21 мм ('/2"), имеющая два изгиба. К ней
крепится рулевая колонка — труба диам.28 мм, с запрессованными с обоих
ее концов втулками, выточенными на токарном станке из бронзы. Для
прочности место сварки усилено уголком. В задней части хребтовой трубы
приварены опорные уголки со стойками для крепления бензобака и сиденья.
Для установки заднего колеса служат пластины, вваренные в трубы
задней вилки. Кроме того, здесь предусмотрены крепления для глушителя,
заднего крыла, подставки и ролика цепи. Сам ролик диам. 30 мм выточен
на токарном станке из латуни и служит для изменения направления
движения цепи. Передняя вилка состоит из поперечины — трубы диам. 21
мм, с приваренной к ней посередине втулкой с отверстием, служащим для
крепления стойки руля. С двух сторон поперечины приварены стойки,
заимствованные от велосипедной вилки. К стойкам приварены подножки
водителя и пластины крепления переднего колеса. Доработка руля от
снегоката сводится к установке шайбы, которую необходимо приварить в
соответствии с чертежом. Мы ставили перед собой задачу уменьшить
«Микроб» до минимально возможных размеров, в результате чего не
осталось места для стандартного бензобака. Поэтому решили сделать его
самостоятельно и разместить под сиденьем. Устройство показано на
рисунке. Он спаян из белой (луженой) жести паяльником мощностью 100 Вт.
В верхнюю часть бензобака впаяна горловина, в нижнюю вворачивается
штуцер под бензошланг. Крепится бензобак с помощью припаянных с боков
скоб к стойкам рамы. Сверху он закрывается сиденьем, изготовленным из
фанеры, поролона и искусственной кожи. Учтите, что сиденье опирается на
стойки рамы, но ни в коем случае не на бензобак. И последнее. При
монтаже двигателя Д-6 на хребтовую трубу рамы необходимо использовать
дополнительные прокладки в виде распиленных вдоль цилиндрических
втулок, поскольку посадочный диаметр креплений двигателя больше
диаметра хребтовой трубы.