Прогрессивная характеристика - «мягкая жёсткость». Приятно, когда подвеска мопеда или мокика сглаживает малейшие неровности дороги, одновременно с этим при наезде на глубокие выбоины или при езде по бездорожью её практически невозможно сжать до упора. Кто из владельцев отечественной малокубатурной техники не мечтал об этом? Но мечта легко может стать реальностью, ведь практически любую вилку отечественного мотоцикла или мопеда легко переделать под прогрессивную характеристику. Для начала - что это такое - прогрессивная характеристика и что там в этой подвеске прогрессирует? Если рассматривать обычную подвеску просто в качестве пружины, работающей на сжатие и пренебречь трением в узлах, то укорочение пружины при её сжатии прямо пропорционально нагрузке. То есть нагрузка увеличилась вдвое, и пружина сжалась в два раза сильнее (рис 1).
Рис 1. Изменение длины стандартной пружины.
При увеличении скорости мокика до 55 - 60 кмч нагрузки по сравнению с 30 - 40 кмч значительно возрастают и жёсткости стандартной передней подвески уже не хватает. На выбоинах и просёлке начинаются пробивания. Казалось бы - всё просто, поставил пружину пожёстче - и всё в норме, да вот дорога превращается для ездока в вибростенд, от руля вибрации передаются на руки, и к концу поездки владелец такого мокика выматывается до предела, да и от езды никакого удовольствия. Пружина помягче - и пробои подвески и раскачивание на неровностях гарантированы. А что если совместить одновременно два вида пружины - мягкую для езды по дорогам и более жёсткую для езды по просёлкам? Это можно сделать двумя способами - сделать жёсткость пружины различной по длине или сделать пружину составной, то есть состыковать последовательно 2 (или больше) пружин с различной жёсткостью. Я выбрал второй путь. При этом мягкая пружина будет работать на малых неровностях, При наезде же на глубокие выбоины мягкая пружина сжимается до упора,
и начинает работать более жёсткая, и характеристика подвески изменяется нелинейно, жёсткость как бы прогрессирует в зависимости от нагрузки. В качестве исходной я взял переднюю вилку от мокика «Карпаты». Разобрал её полностью, промыл и осмотрел детали. Обнаружился небольшой износ капроновых втулок, что вызывало покачивание переднего колеса. Конструкция этой вилки показана на рис. 2.
Рис 2. Вилка мокика «Карпаты».
Первое, что я сделал - удлинил на 7 см. шток 2. Соответственно, увеличился вылет вилки. Отбойную пружину 8 убрал, заменив на резиновую шайбу, что также несколько увеличило вылет вилки. Стандартную основную пружину оставил без изменений, но снизу и сверху обточил торцы. В верхнюю часть стандартной пружины навил на 2/3 витка отбойную пружину (она значительно мягче стандартной). В нижнюю часть навил на 1 виток пружину большей жёсткости. Вилка приобрела такой вид (рис. 3):
Рис. 3. Изменённая передняя вилка.
Относительно стандартной и отбойной пружин никаких пояснений, я думаю, не надо. Параметры же пружины повышенной жёсткости следующие: длина - 80 мм, толщина проволоки - 3 мм, внешний диаметр навивки - 18 мм, сталь 50 С2. Наматывал на токарном станке с отожжённого состояния, затем - закалка в масле с 890 оС и отпуск при 480 оС. Следующий этап - сборка вилки и испытания. Первые впечатления самые яркие. При езде по просёлку ощущается необычайная мягкость подвески, в то же время при наезде на кочки и при проваливании в ямы подвеска не прожимается до конца, чувствуется некоторый запас на сжатие. При езде же по дорогам чувство такое, будто асфальт вдруг стал ровнее (хотя это, конечно, не так...). Тем не менее на руль вибрации от дороги почти не передаются, езда стала не в пример приятнее. Только стало сильнее покачиваться переднее колесо - ведь вылет вилки увеличился, а капроновые втулки остались без изменений, хотя нагрузки на них возросли. Конечно, это меня не устраивало, и вскоре я устранил этот недостато
к, но это тема последующих статей...