Владельцам мопедов "Рига" и "Карпаты" из¬вестно, что при работе двигателя на холостом ходу бывает достаточно нажать на рычаг сце¬пления - и двигатель тут же глохнет, если не добавить газ. Особенно это неприятно при ез¬де по городу, когда стоишь под красным ог¬нем светофора, а при включении зеленого пы¬таешься включить первую передачу. Причина здесь в том, что на двигателях Ш50-Ш52, V50, V501 используется выжим¬ной подшипник скольжения. Площадь "пята¬ка" его достаточно велика, и при нажатии на рычаг сцепления создается большое сопроти¬вление трения. Мощности (вернее, крутящего момента) двигателя на холостых оборотах бывает недостаточно, чтобы преодолеть это сопротивление, - вот двигатель и глохнет. Я предлагаю вместо подшипника скольже¬ния использовать стальной шарик диамет¬ром 5 мм, как это было сделано на мопедах чехословацкого производства. Для этого из диска выжимного подшипни¬ка, предварительно сняв стопорное кольцо, нужно вынуть "пятак" и на токарном станке в центре его рабочей поверхности сделат
ь конусное углубление диаметром 2-3 мм на глубину 0,6-1 мм. "Пятак" имеет термообра¬ботку, так что углубление надо делать или резцом или сверлом с победитовой напайкой. Желательно подобную работу делать на новом диске выжимного подшипника. Рекон¬струкция понятна из прилагаемых эскизов. Для удержания шарика необходимо сделать шайбу из листовой стали толщиной 1-1,2 мм. После сборки шайбу необходимо прива¬рить точечной сваркой или закрепить за¬клепками диаметром 2 мм. Можно, конечно, сделать новый "пятак", укрепить в нем стальной шарик керновкой и затем вставить его в диск выжимного под¬шипника. Из опыта эксплуатации могу сказать, что после установки реконструированного вы¬жимного подшипника при нажатии на рычаг сцепления не холостых оборотах двигатель не глохнет – попробуйте и убедитесь сами.