Многочисленные исследования работы двухтактных двигателей внутреннего сгорания показывают что с ненастроенной выпускной системой или совсем без нее у двигателя происходит потеря значительной части топливо воздушной смеси через выпускные окна с которых собственно выпускная система и начинается. От их формы и размеров во многом зависит мощность и быстроходность мотора.
Угловая ширина выпускного окна ограничивается опасностью повреждения поршневых колец и по данным исследований фирмы «Ямаха» не должна превышать 65°для серийных двигателей и 70° для спортивных Если же нужно их увеличить делают два или три окна, разделенные перемычками Высота выпускных окон оказывает существенное влияние на мощность двигателя Увеличение высоты ведет к быстрой очистке цилиндра от отработавших газов что способствует повышению оборотов но в то же время возрастает доля по терянного хода так как после открытия выпускных окон газы уже не оказывают давления на поршень. Это приводит к снижению крутящего момента в области низких и средних час тот вращения. Избавиться от таких нежелательных явлений и помогают мощностные заслонки, которые ограничивают высоту выпускных окон на низких и средних оборотах и полностью открывают их на высоких Кстати, мощностные заслонки в настоящее время стали почти обязательной принадлежностью приличного двухтактного двигателя
К сожалению, изготовить в наших условиях такое эффективное устройство крайне сложно, поэтому мы не будем на нем долго останавливаться, а продолжим далее знакомство с выпускной сие темой После выпускных окон как правило устанавливается резонатор или мощностная часть говоря по научному Основная его задача — препятствовать выбросу свежей смеси. Выбор оптимальных параметров резонатора достаточно сложен, но я попытаюсь внести ясность в этот вопрос.
Для благоприятного протекания процесса газообмена необходимо, чтобы у выпускного окна в первой половине фазы продувки создавалось невысокое разрежение, способствующее очистке цилиндра от отработавших газов. К моменту подхода продувочной смеси к выпускному окну давление в выпускной системе (у окна) должно возрасти и поддерживаться в таком состоянии до его закрытия. Эта волна давления создает обратное движение в цилиндр части продувочной смеси, попавшей в систему выпуска при продувке. При неблагоприятном изменении давления может произойти «закупоривание» выпускной системы, ухудшающее очистку и наполнение цилиндра. Значительное разрежение в системе выпуска в конце продувки способствует беспрепятственному выбросу горючей смеси через выпускное окно. Настройка выпускной системы, как правило, осуществляется на один режим работы. Она сводится к подбору геометрических размеров резонатора, показанного на рисунке.
Отработавшие газы, вырываясь из выпускных окон со сверхзвуковой скоростью, устремляются в резонатор, который сначала расширяется, образуя так называемый прямой конус, а затем сужается, образуя обратный конус. При этом давление газов сначала снижается, а после возрастает. Возникает отраженная волна, устремляющаяся назад к цилиндру. Для каждой конкретной выпускной системы эта волна имеет определенную скорость. В результате настройка выпускной системы заключается в подборе длин и диаметров резонатора таким образом, чтобы отраженная волна подходила к выпускным окнам в нужный момент.
Естественно, что для разных частот вращения коленчатого вала требуется своя конкретная выпускная система, которая на других частотах, к сожалению, не может обеспечить оптимальных условий выпуска отработавших газов. Приходится идти на компромисс, выбирая наиболее предпочтительную частоту, на которой будет идти отсос отработавших газов и дозарядка цилиндра.
В большинстве случаев эти оптимальные обороты находятся в диапазоне между средними и высокими. На мотоциклах с хорошо настроенной выпускной системой нередко замечается резкий подхват при достижении определенных оборотов, Зачастую он сопровождается таким ускорением, что незадачливому экспериментатору, не привыкшему к подобным сюрпризам, может представиться случай лицезреть удаляющийся от него на заднем колесе мотоцикл, догнать который уже невозможно.
Тем же, кому подобный характер мотора по душе, можно посоветовать попробовать настроить выпускную систему своего мотоцикла, используя некоторые приведенные ниже зависимости и соотношения размеров по рисунку.
D1=корень(4F1/пи), где F1=(1,З...1,75)Foвып
Fовып — площадь сечения выпускных окон; F1 — площадь сечения выпускной трубы. При увеличении L1 кривая изменения крутящего момента сдвигается в сторону малых частот вращения, а при уменьшении L1 — в область высоких частот.
Оптимальная длина L1 = (5...6) D1.
Угол "а" раскрытия первого конуса принимается из условия обеспечения безотрывного прохождения потока газа.
а =6. ..10°
Длина конической части L2 определяется углом а и диаметром D2, который принимается из соотношения
D2=корень(4F2/пи), где F2=(3,5,..4,5)F1
Изменяя длину L3 цилиндрической части и положение обратного конуса, можно смещать характеристику двигателя в необходимом направлении. Выбирая длину L3 можно повысить максимальную эффективную мощность в определенном диапазоне частот вращения благодаря дозарядке цилиндра. Однако на других частотах происходит ухудшение показателей.
С увеличением длины L3 уменьшается максимальная мощность, но значительно возрастают ее значения в диапазоне средних оборотов.
Длина L4 обратного конуса влияет на показатели двигателя следующим образом. Если конус участка L4 невелик (большая длина L4), то мощность двигателя при оборотах выше номинальных снижается медленно. При малой длине L4 мощность падает быстро.
Рекомендуемая длина L4 =(1 ...2,5)D1
Концевой участок трубы длиной L5 также оказывает некоторое влияние на показатели двигателя. При росте L5 и уменьшении диаметра максимальная мощность двигателя смещается в область высоких частот вращения. Уменьшение длины L5 способствует повышению мощности на малых оборотах. Уменьшение диаметра D3 вызывает перегрев днища поршня.
Глушащая часть выпускной системы положительного влияния на мощность не оказывает, зато благоприятно сказывается на состоянии органов слуха.
Огромные сигаровидные глушители отечественных мотоциклов включают в себя сразу мощностную и глушащую части, а выхлопная труба является отдельным элементом. Нередко она входит в прямой конус настолько глубоко, что нарушается безотрывный характер истечения газов. В таком случае идеальным был бы вариант отказа от соединения трубы и конуса с помощью накидной гайки или хомута в пользу сварки. По крайней мере, следует укоротить выступающую внутрь конуса часть.
Здесь же кроется самый простой способ частичной настройки выпускной системы. Можно пододвинуть глушитель вперед, укоротив выхлопную трубу. При этом следует ожидать улучшения работы мотора на высоких оборотах, либо, наоборот, для получения большей тяговитости на низких оборотах отодвинуть глушитель подальше и удлинить первую трубу.
Удлинение или сокращение цилиндрического участка также не вызовет сложностей. Глушитель распиливается, и из него удаляется либо вваривается кусок необходимой длины.