Давно уже мне не
нравилось покачивание переднего колеса на моём мопеде, но до поры оно ещё
находилось в терпимых пределах. Когда же я сделал прогрессивную характеристику
(жёсткость теперь зависит от нагрузки - чем больше нагрузка, тем жёстче вилка) и
неизбежно увеличил вылет перьев вилки, то болтанка переднего колеса стала просто
добивать. К тому же на мокике у меня вместо мопедной вилки уже стояла вилка от
К-175 с дисковым тормозом, на которой никаких отклонений колеса не было, так что
проблема мопедной вилки требовала решений. Перебрав в уме множество вариантов
изменения конструкции и, исходя из того, что мопед всё же легче мокика, да и
скорость у него не более 55 кмч, я решил просто доработать исходный вариант
совковилки, уменьшить, а по возможности и полностью удалить болтанку колеса.
Разобрав (уже который раз) вилку и с тоской глядя на выработанные капроновые
втулки, я решил усилить вилку в нижней части, надставив стальные “стаканы” (рис.
1).
Рис.1. “Стакан” усиления вилки. Диаметр 30 мм я
взял в “минус” на 0,1 мм, чтобы обеспечить посадку стаканов с натягом. При этом
дополнительно подсжимается тонкостенная труба, из которой изготовлена вилка, а
вместе с трубой сжимаются и разболтанные капроновые втулки. Это даёт
дополнительную жёсткость. Для облегчения посадки “стакана” с натягом изнутри
выбрана фаска 1Х45. Материал “стаканов” – сталь 3, можно, конечно, взять и
другую, но я делал из того, что было под руками. Отверстие диаметром 22 мм я
прошлифовал вручную мелкозернистой шкуркой, так как эта поверхность –
направляющая для перьев вилки.
Рис. 2. Вилка с кожухом: 1 –
хомут крепления кожуха, 2 – изоляционная лента, 3 – вилка, 4 – “стакан”, 5 –
кожух. Поставив “стаканы” и установив перья, я вилку не узнал - чёткий
ход перьев без какого – либо перекашивания, отлично чувствуются пружины
прогрессивной характеристики – как раз то, что нужно. Для улучшения работы вилки
я залил в неё масло МС-20 по 50 мл. в каждую трущуюся пару. Хотя масло и
достаточно вязкое, оно всё – таки начало просачиваться между перьями и
“стаканами”, на подтёки налипала пыль и вид у вилки быстро потерялся. Для
предотвращения попадания пыли и подтекания масла (а также и для улучшения
внешнего вида и стильности мопеда) я установил на вилку защитные гофрированные
кожухи – в качестве таковых идеально подошли пыльники рулевого механизма …
автомобиля “Ока”. Они несколько больше по внутреннему диаметру, чем 30 мм
диаметр вилки), поэтому для обеспечения равномерной посадки кожухов я намотал на
вилку изоляционную ленту (рис. 2). После такой переделки масло уже практически
не подтекает, улучшился внешний вид мопеда и можно сказать, что вилка после 11 –
ти лет эксплуатации претерпела второе рождение.