Какой любитель подледной ловли не мечтает об удобном и легком транспортном средстве, чтобы быстро добраться до за¬ветных окуневых лунок? В одном из номеров «Моделиста-кон¬структора» я прочитал о мото¬буере конструкции Н. Ибрагимо¬ва и решил построить подобную машину. Двигатель и колесо по¬ставил от мотороллера «Ту¬рист». При испытаниях мотобуер развивал скорость до 70 км/ч по льду и плотному насту, но по рыхлому снегу буксовал. Кроме того, он получился довольно тя¬желым: около 140 кг.
Пришлось переделывать. Вме¬сто колеса поставил гусеницу. Вес увеличился до 160 кг, а скорость ощутимо упала — как по твердой дороге, так и по рыхлому снегу. Невольно возникал вопрос: а нужна ли такая машина? Съез¬дить два раза в месяц на рыбал¬ку? А что делать, если мотобуер сломается где-то в лесу, — та¬щить на себе 160 кг железа? Кончилось тем, что я разобрал свое детище.
Прошлой осенью решил стро¬ить более портативную машину, пригодную для городского жите¬ля. И вот родился снегоход «Сне¬жинка» с велосипедным двигате¬лем Д-5. «Снежинка» проста в управлении, расходует мало бен¬зина, не требует столь квалифицированного обслуживания. Для аэросаней такого же веса потре¬бовалось бы установить двига¬тель мощностью не менее 10 л/с, расходующий в 8 раз больше бензина! Конечно, при эксплуа¬тации в степной полосе или на больших водоемах аэросани незаменимы, но для рыбаков «Снежинка» более удобна. Она, кста¬ти, и по габаритам намного ком¬пактнее.
Двигатель «Снежинки» запу¬скается шнуром (при выжатом сцеплении), который наматывает¬ся на шкив диам. 60 мм, установлен¬ный с правой стороны коленовала вместе с шестерней Z-20, или заводится с хода. Задняя вилка - маятниковая, имеет пружинный амортизатор с ограничителем хо¬да ± 10 мм и обеспечивает хоро¬шее сцепление колеса с дорогой. На карбюратор поставлен кону¬сообразный воздухозаборник с сеткой, предохраняющей от по¬падания воды и снега. Глуши¬тель — самодельный.
У колеса движителя — 60 сталь¬ных шипов, приклепанных к по¬крышке, как показано на рисун¬ке. Тормозной барабан и ось — от мотороллера «Турист». Само¬дельная ведущая звездочка дви¬гателя имеет 8 зубьев, ведо¬мая— 47, Цепь — велосипедная, шагом 12,7 мм. Двигатель уста¬новлен непосредственно на маятниковой вилке, поэтому цепь не подвергается переменным на¬грузкам и служит дольше.
В настоящее время вместо ко¬леса от «Туриста» я испытываю самодельное металлическое, с 12 лопатками, которое позволяет двигаться и по рыхлому снегу. Изготовил его из стали СТ-3 толщиной 3 мм. В ноябре и марте, то есть при движении по перво¬му и последнему льду, можно пользоваться колесом с шипами, а в середине зимы, когда толщи¬на снежного покрова увеличи¬вается, целесообразно применять колесо с лопатками.
Рама вездехода — сварная, из полудюймовых стальных труб. Вилка, руль и передняя часть взяты от велосипеда. Седло де¬ревянное, с поролоновой подуш¬кой, обтянутой кожзаменителем. Лыжи — из листового дюралюми¬ния толщиной 4 мм с продольной профилировкой (зиговкой). Маят¬никовая вилка сварена из сталь¬ной трубы диам. три четверти дюйма.
В случае серьезной поломки двигателя снегохода достаточно подтянуть колесо за маятнико¬вую вилку вверх и пристегнуть с помощью аварийного крюка к раме: «Снежинка» превращается в обыкновенные санки, которые очень удобно и легко тащить за веревку, привязанную к перед¬ней лыже.