Не раз я уже пытался собрать простой удобный и малогабаритный микромотоцикл. Однако после постройки и испытаний нескольких таких машин с двигателем Д6 выяснились недостатки, стереотипно повторяющиеся на всех них: неудобная поза (особенно для рослых седоков), отсутствие вспомогательного педального привода, необходимость пуска, как говорят, «с толчка», маленький багажник... Конечно, все это как-то компенсировалось небольшими габаритами и малым весом машин.
После покупки складного велосипеда ММВЗ «Минск» появилась новая идея — установить на него двигатель Д6. Это сулило ряд преимуществ. Прежде всего у такого велосипеда достаточно удобная посадка; возможность в широких пределах регулировать положение седла и руля (как в расчете на ребенка, так и на взрослого). А нормальный педальный привод и оптимально подобранное перед точное число передачи от двигателя к ведущему колесу позволяли гармонично сочетать мускульную силу и небольшую мощность Д6, получая хорошую динамику разгона и высокую максимальную скорость (до 50 км/ необходимую для движения в потоке машин. Велосипед к тому же имеет неплохой багажник, на котором можно перевозить самые различные грузы.
Разумеется, основной задачей была такая установка двигателя, которая ни в коем случае не препятствовала бы складыванию велосипеда. Отмечу, что в сложенном состоянии мопед имеет габаритные размеры, пожалуй, даже меньше, чем известные микромотоциклы.
Я перепробовал разные способы крепления двигателя: на багажнике, на передней вилке. Но в конце концов выбрал классическую компоновку: с двигателем под седлом. Никаких сварочных работ на раме производить не потребовалось, пришлось сделать всего лишь несколько деталей, включая три простейших хомута. Отмечу, что в любой момент двигатель можно легко снять.
Двигатель закреплен на основании, а оно, в свою очередь,— на раме. Основание сварено из листовой стали; в него входят стенка и два ребра жесткости, составляющие основу узла, а также хомуты для крепления основания к раме и бобышка-фиксатор для обеспечения правильной установки мотора на основании. Бобышка представляет собой распиленный вдоль отрезок трубы подходящего диаметра. Стенка и ребра жесткости вырезаны из стального листа толщиной 3,5... 4 мм. Стенка сначала сгибается по пунктирным линиям развертки, после чего углы, указанные на чертеже, корректируются по месту — по мотору и раме.
В основании делается прорезь для пропуска левой задней шпильки крепления Д6, которая заменяется на более длинную — 50 мм (из-за большого диаметра подседельной трубы велосипеда). По этой же причине штатная задняя правая шпилька крепления двигателя переносится на 15 мм вправо (для чего в картере сверлится отверстие и нарезается резьба Мб). Переходник крепится к раме хомутом с резиновой прокладкой (полоска резины от автокамеры), который стягивается болтом М8. Сверху основание крепится также хомутом и двумя болтами М8. И на шпильки двигателя надевается хомут, фиксируемый гайками Мб.
Глушитель штатный. Необходимо только немного разогнуть выхлопной патрубок (нагрев его в пламени паяльной лампы) с подгонкой по месту. Нижний конец глушителя крепится за ушко ограждения цепи (на каретке) через небольшую пластину, размеры которой подбираются по месту. Ведомая звездочка (2=22) — от спортивного велосипеда «Спутник». С такой зубчаткой велосипед устойчиво движется со скоростью от 1 5 до 50 км/ч, однако при трогании с места и разгоне седоку надо поработать и педалями.
Крепление звездочки общепринятое: полукольцами к втулке заднего колеса велосипеда. Для защиты спиц и предотвращения соскакивания цепи между звездочкой и спицами вставлен диск из двухмиллиметрового стального листа. Наружный диаметр его 140 мм, внутренний — по диаметру втулки.
При монтаже цепной передачи может возникнуть необходимость несколько изогнуть наклонную трубу задней вилки. Для этого снимается колесо, велосипед кладется на подставки (деревянные бруски) и двумя-тремя ударами через деревянную проставку обеспечивается небольшой изгиб трубки, благодаря чему цепь не задевает за нее.
Органы управления штатные, без переделок, расположены на руле. Топливный бак — типа «капелька»; однако можно использовать и другую подходящую емкость. Подвешен бак на подседельной трубе.
Для повышения безопасности езды велосипед оборудован дублированным ручным тормозом, действующим на переднее колесо. К штатному добавлен дополнительный, крепящийся с обратной стороны передней вилки удлиненной шпилькой. Оба тормоза управляются рычагом, расположенным на руле справа.
Ходовая часть велосипеда не дорабатывалась, никаких усилений его конструкции не делалось. За 8 лет эксплуатации суммарный пробег составил более 10 тыс. км по асфальтовым и грунтовым дорогам, причем общая «нагрузка» достигала 140 км. Разрушений элементов рамы и сварных швов при этом не наблюдалось.
Изменения коснулись лишь шин. Поверх штатной покрышки была надета «авоська», вырезанная из старой покрышки: таким образом, на заднем колесе появился протектор с глубоким рисунком, что полезно при движении по грунту. Когда износ покрышек стал большим, на переднее и заднее колеса были надеты по две покрышки: вниз старая, сверху новая. При этом улучшилась амортизация на неровностях.
В заключение остается добавить, что велосипед использовался и в дальних поездках между городами, и в повседневной езде. Конструкция получилась очень «живучая» и надежная. Вот такой складной мопед я и предлагаю вниманию читателей. Уверен, он будет полезен многим, особенно начинающим, прежде всего из-за своей простоты и надежности.