Повысить надёжность работы системы зажигания на мопедах «Рига-1» и «Рига-3» можно, если её несколько модернизировать. Предлагается два способа модернизации. Первый – простой. Нужно магдино МГ-100 или МГ-102 заменить генератором Г-420 с трансформатором Б-300. Для крепления трансформатора следует изготовить хомут либо на верхний брус рамы 2(рис. 32) приварить две пластины 1. Пластины изготавливают из стали и варят только продольным швом. Трансформатор, с которого снимают кронштейн со шпильками (предварительно отвернув гайки), вставляют между пластинами так, чтобы провод высокого напряжения располагался с левой стороны по ходу мопеда. Закрепляют прибор ранее снятыми шпильками с гайками. На одну из них предварительно надевают провод, соединяющий Б-300 с массой. Один провод (с клеммой), выходящий из генератора, присоединяют к трансформатору, а другой (со штекером – к системе освещения. На рис. 33а приведена схема соединения приборов, к которым относятся катушка зажигания 1, контакты прерывателя 2, катушка освещения 3, конденсатор 4, трансформатор 5 и провод высокого напряжения к свече зажигания 6.
Второй способ связан с перемоткой катушки зажигания. Для этого снимают магдино. Отпаивают провод, идущий от катушки к прерывателю, снимают катушку и удаляют с неё обмотку. На сердечник этой катушки плотно наматывают 400 витков провода ПЭЛ или ПЭВ-2 диаметром 0,59 мм, один конец которого припаивают к сердечнику, а второй – к проводу прерывателя. Устанавливают трансформатор Б-300, как было описано выше, и соединяют его другую клемму с прерывателем.
Конденсаторная система зажигания на двигателях Д-4 и Д-5(лёгкие мопеды и мотовелосипеды) значительно улучшает параметры искрообразования и освещения, см. рис 33б. При вращении коленчатого вала в обмотке n1 генератора переменного тока, имеющей 425 витков (провод диаметром 0,51 мм) и во вторичной обмотке n2 , имеющей 5600 витков (провод диаметром 0,12 мм) возникает напряжение. Обмотка n1 служит для питании лампы, n2 – для зарядки через диод Д1 конденсатора С. При замыкании контактов прерывателя П (рис. 33б) конденсатор С разряжается через первичную обмотку катушки зажигания K , во вторичной обмотке развивается напряжение, достаточное для того, чтобы пробить воздушный промежуток примерно в 9 мм ( в свече зазор между электродами составляет 0,7 мм. Минимальная частота вращения коленчатого вала двигателя, обеспечивающая надёжное искрообразование в свече (она зависит от типа применяемой катушки, чистоты электродов свечи и т.д.), обычно находится в пределах 200…500 об/мин. Напряжение на концах обмотки n2 достигает 350 В, но применение стабилизирующего элемента Л2 – газоразрядной лампы СГ-3С – снижает напряжение на конденсаторе С (типа МБП) до 120 В , которое остаётся постоянным практически при всех частотах вращения коленчатого вала двигателя. Контакты прерывателя значительно меньше изнашиваются, а их загрязнение мало сказывается на работе системы зажигания. Напряжение на лампе фары Л1 достигает 6,9…7,0 В , что увеличивает световой поток примерно на 40%. Благодаря насыщению магнитопровода напряжение на лампе практически мало зависит от частоты вращения коленчатого вала.
Катушку L генератора переменного тока наматывают на сердечник катушки магнето, удалив предварительно с него все обмотки. Чтобы контакты прерывателя замыкались и вызывали искрообразование в свече, кулачок надо повернуть на 180 град. И соответствующим образом закрепить. Кстати, для этой схемы лучше использовать контакты старой конструкции, поскольку они не имеют вращающихся частей.